Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье

Если мы плывем на теплоходе, приближаясь к Нижнему Новгороду, или движемся на автомобиле по левому берегу р. Оки, или совершаем вертолетную прогулку, то нашему взору открывается вся величественная панорама Правобережья, представляющая собой в границах исторического центра Нижнего Новгорода гряду холмов, разъединенных глубокими оврагами и съездами и соединенных между собой системой пешеходных мостиков, позволяющих совершить пешую прогулку по набережным, расположенным по бровкам крутых откосов. Ярко выраженный сложный рельеф Дятловых гор дополняют силуэт города разновременной и разноэтажной застройки. 

Глинистые склоны с их оползневыми процессами не позволяют активно вести на них строительство, и это способствует сохранению уникального облика города, сочетающего в себе природные ландшафты с архитектурой. Если террасирование Волжского откоса и разбивка на нем Александровского сада начались в первой половине XIX века, благоустройство Кремлевского холма - в советское время, то террасирование и благоустройство Окского откоса относится лишь к началу XXI столетия. Все эти мероприятия способствовали созданию в настоящее время выразительной речной панорамы города, подчеркивая живописность его облика.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Верхневолжская набережная, 3 Особняк городского головы Дмитрия Васильевича Сироткина (арх.: А.А. Веснин, Л.А. Веснин, В.А. Веснин, 1913-1916 гг.)

Участок на пересечении Верхневолжской набережной и музейного (бывш. Приказного) переулка принадлежал Пароходному обществу "Меркурий". На углу этого участка в 1857 году был запроектирован трехэтажный каменный дом на 7 световых осей по речному фасаду стиля ранней эклектики.

В начале XX века заказчиком и владельцем особняка на Верхневолжской набережной, выполненным в русском неоклассицизме, был нижегородский купец I-й гильдии городской голова Дмитрий Васильевич Сироткин, дважды награжденный его Императорским Величием золотой медалью "За усердие". 

Авторами особняка Д.В. Сироткина в 1913 году стали молодые, талантливые архитекторы братья Веснины: Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович, впоследствии всемирно известные зодчие, лидеры советского авангарда. 

Согласно желанию заказчика, дом после его смерти должен был стать городским музеем, рассказывающим о славном прошлом города. Эта идея была положена в основу проекта, поэтому и не случайно было обращение к стилю русского классицизма. 

Особняк Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде - яркий пример ретроспективизма, его неоклассической ветки, помогавшей авторам создать поэтический образ. Большой двухэтажный особняк построен в лучших традициях палладианства и русского классицизма.

Кирпичное отштукатуренное здание состоит из двух частей: - объема бывшего главного дома усадьбы (особняка), выходящего на красную линию Верхневолжской набережной и примыкающего к нему под небольшим углом со стороны двора узкого объема бывшего флигеля, что вызвано конфигурацией выделенного участка. Планировка дома испытывает косвенное влияние предшествующего стиля начала XX века - модерна.

С не меньшим совершенством решены интерьеры: комнаты, залы и служебные помещения дома. В них были также использованы характерные классические приемы архитектуры. В этом богатом нижегородском особняке были воссозданы главные особенности классицизма. Значительное место в архитектуре интерьеров дома Сироткина занимает живопись, выполненная А.А. Весниным.

Дом Сироткина по своим высоким художественным качествам является одним из значительных произведений дореволюционной русской архитектуры. Он относится к лучшим произведениям ретроспективизма, а именно русского неоклассицизма 1910-х годов не только в Нижнем Новгороде, но и в России. Особняк является объектом культурного наследия федерального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Верхневолжская набережная, 11. Особняк Ольги Ивановны Каменской (арх. Б.А. Коршунов, 1912 - 1913 гг.)

Среди жилых зданий на Верхневолжской набережной своей репрезентативной архитектурой выделяется особняк Ольги Ивановны Каменской, жены почетного гражданина Нижнего Новгорода М.Ф. Каменского,  возведенный в 1912 - 1913 гг. по проекту московского архитектора Б.А. Коршунова. Проект был опубликован в журнале "Зодчий" за 1912 г. Главный фасад особняка выполнен в духе эпохи Возрождения и восходит к виллам итальянского архитектора Андреа Палладио XVI века. Главной темой речного фасада служит четырехколонный ионический портик, поставленный на высокий цокольный этаж, играющий роль своеобразного пъедестала с террасой. Здесь выдержана строгая уравновешенная симметрия. Планировка этой части особняка решается как анфиладная.

В целом же для особняка характерна свободная, навеянная модерном, система планировки и построения объема. 

С 1944 г. в здании размещался Институт химии Горьковского государственного университета. В 1973 г. - общество "Знание", возникшее в Советском Союзе в 1947 г. для образовательной и просветительской работы, для передачи знаний от специалистов народу.

Ныне особняк является объектом культурного наследия федерального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Переулок Крутой,3 Успенская церковь (1672 г.)

Успенская церковь на Ильинской горе представляет собой уникальный памятник русской архитектуры XVII в., так как в ее архитектурной композиции, выполненной из камня, запечатлен облик, характерный для деревянных храмов Руси. "Неизвестный мастер, который создал этот памятник, явившийся новым словом в русской архитектуре, перешагнул привычные приемы каменного церковного зодчества и перенес в камень народный тип деревянного храма,  где основной объем завершается "крестовой бочкой на четыре лица". В Древней Руси эта форма имела широкое распространение, хотя подобные сооружения и не дошли до нашего времени в "чистом виде" Развитие композиций из сочетания разных видов бочкообразных объемов вылилось в глубоко национальное явление".

В результате подновлений, ремонтов и перестроек (в 1833-м - трапезной и колокольни, в 1899-м - алтаря) древний облик храма был искажен. На стены, оканчивающиеся "полукружиями в форме старинных кокошников большого размера, были наложены "треугольные фронтоны, обитые железом, и тем скрыли красоту древних форм".

В документах архивного фонда Горьковского краевого музея имеется паспорт "документальных и фактических данных о памятнике материальной культуры №10". Согласно паспорту: "здание каменное, из большемерного кирпича на известковом растворе", пятиглавое, с золочеными прорезными крестами на полумесяцах, и главное - с сохранившимся закомарным перекрытием, орнаментом и овальными украшениями - было признано памятником строительного искусства XVII века. 

В документах Горьковского городского управления культуры также имеется эскизный проект реставрации Успенской церкви, составленный Горьковской специальной научно - реставрационной производственной мастерской, в соответствии с общим планом консервации и восстановления памятников архитектуры г. Горького. В 1964 г. главный архитектор мастерской С.Л. Агафонов, по чертежам обмеров инженеров Леонова и Вселовского, опубликованным в журнале "Зодчий" за 1879 г., и фотографиям М.П. Дмитриева за 1900 г., разработал проект реставрации церкви, восстанавливающий первоначальный облик храма.

Церковь после реставрации 1964 г. "является единственным в истории древнерусского каменного зодчества храмовым зданием с верхом в виде крещатой бочки в четыре лица". 

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Переулок Крутой, 7. Палаты купца А.Ф. Олисова (XVII век)

В единый ансамбль с Успенской церковью входит и так называемый дом купца Олисова (рубеж XVII-XVIII вв.), точная дата постройки и первый владелец этого здания не установлены, по предположению ряда авторитетных исследователей, застройщиком мог быть Афанасий Фирсович Олисов. Этот памятник архитектуры - яркий пример купеческих палат с толстыми каменными стенами, выложенными из большеразмерного кирпича, сверху которых имелась деревянная бревенчатая жилая постройка. Окна на фасадах дома обрамлены фигурными кокошниками. Живописный облик древнерусского каменного жилого дома дополняла деревянная кровля, нередко высокая, обычно покрытая на 4 ската, с поднимающимися там и тут высокими башенками труб-дымниц. 

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Верхневолжская наб., 7. Дворец Сергея Михайловича Рукавишникова

(арх. П.С. Бойцов, ск. М.О. Микешин, 1877 г.)

Среди жилых зданий этого периода выделяется особняк С.М. Рукавишникова, являющийся украшением Верхневолжской набережной. В начале XIX века на этом месте располагался двухэтажный жилой дом с мансардой на три световых оси. Изначально он принадлежал мануфактур-советнику Михаилу Григорьевичу Рукавишникову. 

В 1875 году дом предполагалось надстроить третьим деревянным этажом, также предусматривалось устройство фонаря на кровле. Проект выполнил архитектор Р.Я. Килевейн, планировалось, что он и будет вести надзор за строительными работами. 

Но затем наследник М.Г. Рукавишникова - Сергей Михайлович Рукавишников решил провести более масштабную реконструкцию, в ходе которой существующий дом был включен в структуру нового особняка - дворца. Владелец дома для масштабной перестройки пригласил столичного архитектора П.С. Бойцова и скульптора М.О. Микешина. 

Новый трехэтажный дворец приобрел наиболее пышное и богатое декоративное убранство из построек этого времени в Нижнем Новгороде. Декор фасадов относится к примерам академической эклектики, которая заимствует детали и формы эпохи Возрождения. За парапетом с вазонами и развитым аттиком поднимается высокая теремная крыша с ажурным гребнем, которая видна с акватории Волги. Фасады перегружены лепными деталями и скульптурами, которые выполнены на высоком уровне профессионального мастерства. Его эклектическая архитектура сопоставима с дворцами столичных городов. По оси симметрии на втором этаже имеется балкон, поддерживаемый скульптурами атлантов. Их фигуры, выполнявшие роль конструктивных элементов - кронштейнов, согнулись почти под углом 90 градусов, создавая впечатление от огромной тяжести. 

Интерес представляют и атланты, фланкирующие главную входную дверь со стороны набережной. Их фигуры трансформировались в полуколонны, обработанные рустом, и только бородатые головы выполняют роль капителей, поддерживающих карниз между первым и вторым этажом. 

В советское время в особняке разместился историко-краеведческий музей, ныне - Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (НГИАМЗ), являющийся настоящей сокровищницей культуры. 

После серии реконструкций были проведены комплексные реставрационные работы, которые позволили вернуть уникальный памятник архитектуры и историко-архитектурный музей-заповедник к жизни. Масштабная комплексная реставрация стала мощным прорывом к обретению исторической правды в отношении архитектурного памятника главного дома-усадьбы Рукавишниковых. Результаты проведенных работ весьма показательны, и, как следствие, напрашивается вполне логичный вывод о том, что до сей поры мы просто недооценивали уровень и значимость этого объекта культурного наследия, определив его статус как памятник регионального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)