Улица Рождественская

Улица Рождественская отличается от большинства улиц Нижнего Новгорода прежде всего градостроительными принципами застройки. К началу XX века эта территория была застроена исключительно каменными доходными и торговыми домами, гостиницами, банками, конторами и превратилась в деловую часть Нижнего Новгорода с четко выраженной плотной регулярной планировкой. В конце XIX века Рождественская олицетворяла деловой центр, став своего рода "деловым Сити" Нижнего Новгорода. 

Рождественская улица - одна из важнейших улиц города. На ней, кроме множества торговых фирм, биржи, гостиниц и ресторанов, магазинов и лавок, сосредоточена и финансовая деятельность: банки Купеческий и Николаевский, Общество взаимного кредита, Нижегородское отделение Волжско-Камского банка, Нижегородское общество взаимного страхования, конторы торговых фирм, агенства страховых обществ, нотариусы... Словом - это улица товара, денег и торговых документов. 

Если говорить о стилистике улицы Рождественской в целом, то ее можно было бы определить как эклектическую, но это будет не совсем точно. Во-первых потому, что эклектика сама по себе неоднородна и имеет ряд разновидностей. Во-вторых, здесь кроме эклектизма есть вкрапления русского барокко, русского классицизма, русского ампира и стилизаторства в виде неоклассицизма, неорусского стиля, неоготики; "кирпичного стиля", модерна, ретроспективизма, советского неоклассицизма и постмодернизма. 

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская,34. Церковь Собора Богородицы с колокольней (Строгановская церковь)

Церковь является градостроительной доминантой улицы. Это уникальный памятник русского (Строгановского) барокко XVII - началаXVII вв. "Строгановское" барокко отличается от других разновидностей стиля особой художественной манерой местных мастеров. Церковь была построена в 1702 г. на средства купца Григория Дмитриевича Строганова (1658-1715 гг.), сподвижника Петра I и известного в России солепромышленника. Возводила рождественскую церковь артель Г.Д. Строганова из профессионально обученных рабочих и мастеров различных специальностей. К сожалению их имена до нас не дошли.

Храм в Нижнем Новгороде стоит "на полугоре, рядом с каменными палатами хозяина, над соляными пристанями и амбарами". "Драгоценной шкатулкой смотрится церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная под название Рождественской или Строгановской. Взгляд прохожего приковывает благородное изящество этого изумительного храма, его праздничная красота. Пышность орнаментации сливается в божественную гармонию, не нарушаемую ни одной деталью. Не случайно многие исследователи признают в нем одно из красивейших зданий не только Нижнего Новгорода, но и России.

По списку, утвержденному СМ РСФСР, постановлением от 30 августа 1960 г. Рождественская (Строгановская) церковь с колокольней подлежит охране как памятник государственного (федерального) значения, предназначенный для музейного показа. До 1992 г. церковь находилась в ведении Областного историко-архитектурного музея-заповедника и использовалась для размещения экспозиции филиала Краеведческого музея. Вокруг церкви была установлена охранная зона площадью в 0,81 га, включающая и жилой дом Строгановых XVIII в.

В настоящее время здание возвращено епархии, храм вновь распахнул свои двери для прихожан. Казалось бы, беды его закончились, но нет: несколько лет назад во время ремонтных работ была порушена часть старинной белокаменной резьбы, которую фрагментно заменили дешевой копией. 

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская, 25. Дом И.С. Пятова; Кудряшова - Чеснокова.

Построен архитектором А.А. Бетанкуром в 1819 году. Дополнен архитектором Н.Д. Григорьевым в 1896 году.  Дом И.С. Пятова зафиксирован на плане Нижнего Новгорода 1848 - 1853 гг. Он расположен на пересечении улицы Рождественской с Троицким переулком (ныне переулок Вахитова). 

Облик здания, а именно его силуэт, в конце XIX века был дополнен эклектическими "головными уборами" - сложным фигурным аттиком и куполами на углах - предположительно нижегородским архитектором Н.Д Григорьевым, который спроектировал и доходный дом Кудряшова-Чеснокова напротив здания городского театра. Таким образом, здание приобрело и черты поздней эклектики. 

Историческая отделка в объеме дома не сохранилась. На первом этаже и в подвале сохранились своды. Дошла до нас и ведущая на второй этаж широкая парадная лестница чугунного литья с ажурными ступенями и декором подзоров.  

В советское время часть дома осталась жилой, в подвале главной части дома размещались складские помещения, а первый этаж занимал магазин непродовольственных товаров. В 2007 году в первом этаже на месте магазина открылся ресторан "Пяткинъ" и была выполнена перепланировка. На втором этаже разместились офисные помещения.

Памятник архитектуры федерального значения являет собой образец жилого каменного городского дома эпохи русского ампира начала XIX в. и относится к творческому наследию известного в России и Европе инженера-архитектора А.А.Бетанкура. Но его венчающая часть, стилистически не связанная с архитектурой классического фасада, демонстрирует конфликт русского ампира и эклектизма.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская, 27. Здание Волжско - Камского банка (возведено по проекту архитектора В.П. Цейдлера в 1894 - 1896 гг.)

Поистине прекрасным украшением улицы рождественской является доходный дом Николая Александровича Бугрова,  выполненный в стиле поздней эклектики и обозначенный по Рождественской улице под № 27. История его постройки тесно связана с подготовкой к проведению в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

Для разработки проекта парадного здания в 1894 году был приглашен знаменитый столичный зодчий, академик архитектуры Владимир Петрович Цейдлер (1857 - 1914).

Здание выполнено в поздней эклектике с элементами модерна. Так, на втором этаже фасад облицован изумрудно-зеленой керамической плиткой, а большие окна первого этажа имеют очертания в виде трехцентровых арок.

В 1918 - 1919 годах национализированное здание использовалось под военный госпиталь, затем в него въехали административные учреждения. 

В декабре 1957 года в здании разместился Горьковский театр комедии, что повлекло за собой изменение планировочной структуры и надстройку сценической коробки, нарушившей его первоначальный облик.

В 1995 году здание бывшего Волжско-Камского банка было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения. В настоящее время здание принадлежит Банку России.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)



Рождественская, 8. Здание бывшей Соляной конторы (построено в 1755 году архитектором В.В. Исаковым. Реконструировано в 1797 году архитектором И.И. Неймером, в 1819 и в 1849 гг. - архитектором И.Е. Ефимовым; в 1870 г., архитектором Р.Я. Килевейном)

После введения государственной монополии на торговлю солью, в нашем городе открыли главную в стране Соляную контору, в функции которой входило распределение продукта по всей территории Российской империи.

В 1755 году было построено двухэтажное здание с центральным арочным проездом во двор и лавочным оконцем справа. На втором этаже располагались горницы, чьи окна обрамляли фигурные наличники. Архитектура здания неоднократно менялась: в 1797 году архитектор И.И. Немейер принимал участие в реконструкции здания, а после пожара 1819 года - архитектор И.Е. Ефимов, как и в 1840-х годах, после утверждения нового плана развития Нижнего Новгорода.

Уличный фасад трехэтажного здания в настоящее время обладает четко выраженными горизонтальными членениями. Под карнизомимеется ряд зубчиков, за которыми следует фриз, состоящий из квадратных ширинок. Окна второго и третьего этажа составляют частый метрический ряд.

Эклектика второй половины XIX века также оставила след в решении фасада: появились широкие оконные проемы на первом этаже лучкового очертания, полуциркульные профилированные обрамления в виде арок, в тимпанах которых расположены круглые оконные проемы в профилированном обрамлении в виде колец.Эклектика добавила рельефную пластичность к декорации фасада. Дом является объектом культурного наследия регионального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)



Рождественская, 24. Доходный дом (пассаж) купцов Блиновых (построен в 1876 - 1878 гг. по проекту архитектора А.К. Бруни. Надзор за строительством осуществлял инженер-архитектор Р.Я. Килевейн)

Здание расположилось на углу Рождественской и Почтового съезда. В XIX столетии этот съезд носил название Успенского, в советские времена побывал Спартаковским, Мужицким и Кооперативным.

Нижегородцы и гости города часто обращают внимание на своеобразие архитектурного здания. Оно напоминает крепость: окна верхнего этажа стилизованы под бойницы, башенка над входом имеет сходство с кремлевской. Хотя это, скорее всего, просто дань модному неорусскому направлению в архитектуре. В многофункциональном здании размещались магазины, рестораны, склады, почтовая контора, страховые общества, жилые помещения, гостиница, Общество взаимного кредита. До 1896 года в нем находилась и городская биржа. Нижний этаж занимали магазины с самостоятельными выходами с улицы. На втором этаже располагались торговые помещения. На третьем размещались конторы. На самом верхнем - жилые помещения (доходные квартиры и гостиничные номера). Пассаж сразу стал центром торгово-деловой жизни улицы Рождественской. 

В 1894 году товарищество "Электрон" устроило в здании автономное электрическое освещение. 6 ноября 1901 года отсюда провожали в ссылку писателя А.М. Горького, прочитавшего при этом свой памфлет "О писателе, который зазнался". Известно, что в гостинице Блиновского пассажа останавливался художник Константин Маковский во время работы над знаменитым полотном "Воззвание Минина к нижегородцам". В здании располагалась и контора братьев Нобель, основавших в 1879 году "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель", которое стало крупнейшей нефтяной компанией в России. 

Архитектурное решение здания отличается сочетанием красного кирпича и белых отштукатуренных деталей. Такие детали, как ширинки, поребрик, высокие треугольные сандрики, килевидные кокошники, шатер в угловой части здания ( 2 шатра в центральной части не сохранились), дыньки наличников, позаимствованы из русской архитектуры XVII в. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)



Зеленский съезд, Католическая капелла (утрачена) 

Оказавшись возле нового Казанского храма, обратим свой взгляд на Зеленский съезд между Тайницкой и Северной башнями. Здесь в XIX-начале XX  века стояла католическая капелла. Теперь ее можно увидеть только на фотографии А.О. Карелина. Она была построена в 1860-х годах по проекту И.-И. Р. Отмар-Штейна. Первоначально предполагалось построить капеллу на Ярмарке, поскольку именно туда в основном и стекались католики. Но там она "по низменности места и песчаному грунту обошлась бы слишком дорого". Поэтому с согласия всех католиков, проживающих в Нижнем Новгороде (до 400 человек) и приезжающих на Ярмарку, решили просить место на Зеленском съезде. В октябре 1860 г. капитан Корпуса инженеров Путей сообщения А.К. Вейтко просил разрешения приступить к постройке. Здание имело двускатную кровлю и характерные неоготические детали: круглое окно по оси входа, граненые столбы с пинаклями, стрельчатой формы арочные оконные проемы. Выполнена она была из красного глиняного кирпича с белыми отштукатуренными деталями. В этом видно влияние неорусского стиля, "кирпичного" стиля и их соединения с элементами неоготики. 

В "Синодике нижегородской католической церкви" за 1859 год есть "Часть генерального плана г.Нижнего Новгорода с отведенным местом для постройки католической капеллы". Но к началу XX века капелла стала тесна для прихожан этой общины, значительно возросшей численно. Большинство прихожан проживало в нагорной части города. Католическая община решила построить новый храм около Большой Покровки, городская Дума же намеревалась расширить Зеленский съезд. Поэтому 25 марта 1915 г. город купил у католической общины здание старой капеллы на снос. Правда, Первая мировая война и революция отсрочили расширение Зеленского съезда и снос капеллы. Снесли ее в октябре 1924 года в целях соединения путей верхнего и нижнего трамвая.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская, 43. Корпус Товарищества машиностроительного производства "Добров и Набгольц"

Построен архитектором Н.Д. Григорьевым в 1886 г.  Учредителями товарищества были инженер-механик С.А. Добров и наследники швейцарского гражданина Б.И. Набгольца. 

"С развитием во второй половине XIX века  в Нижегородском крае мукомольной промышленности потребовалась оснастка ее паровыми машинами. Для их производства в 1873 году в Нижнем Новгороде основывается механический завод Добровых и Набгольц. В 80-х годах XIXв. на нем работало более 150 человек. В 1885 году завод выгорел. Владельцы заказали нижегородскому архитектору Н.Д. Григорьеву проект нового более просторного корпуса". 

Главный фасад здания выходит на красную линию Рождественской и встает в один ряд с усадьбами Голицыных и Строгановых. Поэтому промышленному зданию придан вид жилого дома. протяженный фасад из красного кирпича имеет квадровую рустовку по первому этажу, где располагаются большие арочные оконные проемы, обрамленные белыми клиновидными выступающими элементами, подчеркивающими очертания арки. Здание имеет трехчастное деление фасада горизонтальными профилированными поясами. Третий этаж отделен от второго и рядом зубчиков. Кроме того, симметричный фасад расчленен четырьмя ризалитами.

Обилие выполненных из кирпича декоративно-художественных элементов позволяет отнести здание к "кирпичному стилю". Здесь декор определяется кирпичной кладкой. Облик здания демонстрирует мажорный характер за счет сочетания красного и белого кирпича. Здание относится к объектам культурного наследия регионального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)




Нижневолжская наб., 11 Торговый дом С.М. Рукавишникова. Построен по проекту арх. Ф.О. Шехтеля в 1911 - 1914 гг.

Торговый дом С.М. Рукавишникова относится к уникальным произведениям позднего историзирующего модерна в России и в Нижнем Новгороде. Крупное четырехэтажное здание расположено в квартале между ул. Рождественской и Нижневолжской набережной (напротив здания банка С.М. рукавишникова, с которым оно соединялось дворовым служебным корпусом). Архитектурное решение здания вызывает ассоциации с готикой и позволяет придать позднему модерну особую выразительность. Высокие всплески треугольных фронтонов крыш дополняются стремительными линиями вертикальных граненых пилонов, завершенных остроконечными миниатюрными шатрами - пинаклями. Здесь удачно сочетаются рационализм зрелого творчества мастера и романтизм его раннего периода.

По идее застройщиков, здесь должны были разместиться торгово-банковские предприятия и, возможно, нижегородская товарная биржа, поскольку в здании собственно биржи уже не хватало биржи уже не хватало места - слишком быстро росло количество торговых операций. Но Первая мировая война изменила судьбу дома: в сентябре 1915 года в него въехала эвакуированная швейная мастерская, прежде работавшая при Варшавской военной тюрьме.

Военный профиль фабрики оказался решающим при выборе имени для нее: после революции, продолжая работать на нужды уже новой армии, она стала именоваться "Швейная фабрика имени Красной Армии и Флота".

В соответствии с распоряжением Совнархоза от 15.02.1963 г. из Управления легкой промышленности выделилась самостоятельное Управление швейной промышленности, и фабрика стала подчиняться именно ему. Постановлением СНХ от 22.01.1964г. на базе швейных фабрик №1,3,6 была создана фирма "Производственное объединение "Маяк"", вскоре сделавшаяся знаменитой. Название было символичным: здание фабрики, выделяясь на берегу, превосходно видно с акватории.

К сожалению, этот памятник архитектуры федерального значения закрыт для нижегородцев и гостей города, хотя организация внутреннего пространства также весьма интересна.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская, 21. Дом потомственного почетного гражданина А.С. Заплатина

Построен в 1898 - 1899 гг.; архитектор не установлен. 

Дом почетного потомственного гражданина Заплатина  был выстроен на семейном, "родовом" месте. Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание имеет фасад в одиннадцать световых осей. По оси симметрии на высоту второго и третьего этажей расположен четырехколонный портик с упрощенным вариантом коринфского ордера. Колонны опираются на столбики - пьедесталы, между которыми расположены балконы, нависающие над входом. Ограждение балконов решено в виде часто расположенных балясин. Портик завершается аттиком простой формы из двух ступеней с пологим двухскатным силуэтом в центре. 

Архитектурное решение выполнено в ретроспективизме, точнее, в неоклассицизме, который в дореволюционной России был последней попыткой вновь обратиться к непреходящим художественным традициям классицизма.

 В здании располагались: в 1901 году - чайная торговля С.А. Заплатина, водопроводная контора Маслова, Пароходная контора и "Пароходные материалы" П.М. Морозова, "уполномоченного лавковладельцев Нижегородского Гостиного двора", оптовый склад мануфактуры фирмы "В.Г. Корбман". С 1901 по 1914 гг. - галантерейный магазин И.В. Беспалова (он же торговал бельем и винами). В 1912 г. - Администрация Торгового дома "Зуров И.И. и наследники" (железо и изделия из него). 

В последующие годы первый этаж по-прежнему занимали магазины, а верхние этажи - конторские помещения. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская, 33. Административное здание Управления Горэнерго (затем Нижновэнерго) построено архитекторами А.Н. Тюпиковым и В.А. Орельским в 1949-1954 гг.

Здание было построено на месте снесенное Козьмодемьянской церкви, на углу бывшей Софроновской площади (ныне пл. Маркина) и ул. Рождественской. П-образное здание в плане заняло всю ширину площади между Нижневолжской набережной и Рождественской, на которые оно выходило своими боковыми фасадами. 

Главный фасад обращен в сторону сквера на площади. Крупное четырехэтажное общественное здание по своей архитектуре относится к советскому неоклассицизму послевоенных лет. Монументальный облик ему придают не  только крупный масштаб, но и использование серой(теплого оттенка) терразитовой штукатурки, а также крупный руст первого этажа, имитирующий отделку натуральных камней. Главный симметричный фасад здания имеет 25 световых осей. Центральный резолит здания украшен десятью канелированными полуколоннами, крайние которых плоские, прямоугольные, а шесть центральных - полукруглые дорического ордера. Портик поднимается на высоту трех верхних этажей. По обе стороны от ризалита с портиками по фасаду идет ряд гладких пилонов, расположенных в простенках между окнами, что придает членениям фасадов вертикальный характер. 

Здание отличается строгим монументальным обликом и своим архитектурным решением ярко характеризует свою эпоху.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)


Рождественская, 13. Бизнес-центр (реконструкция Дома моделей)

В 1972 г. на пересечении улицы Рождественской и ул. Широкой было построено здание Дома моделей (арх. Ю.П. Осин).

Здание по архитектурного решению представляло собой простой стеклянный параллелепипед. Эта тенденция была характерна в условиях технологизма, типизации и стандартизации в архитектуре 1960-1970-х гг.и в советской архитектуре. 

В 1998 г. в результате проведенного городского архитектурного конкурса на реконструкцию здания Дома моделей и приспособления под новую функцию бизнес-центр был принят проект архитектора А.Б. Дехтяра, который в своих поисках обратился к идеям контекстуализма (разновидность постмодернизма). В основу были положены определенные композиционные приемы, позволившие визуально связать здание с доходным домом, построенным в XIX веке и создавшим вместе с рекоструированным объектом курдонер, в глубине которого сохранилось здание бывшей гостиницы А.А. Извольского. Нижняя часть стеклянного здания стала материальной. Она была выполнена в кирпиче и имела по штукатурке горизонтальный руст. Верхняя часть реконструируемого здания стала зеркально стеклянной, что позволяло ей отражать небо и иметь облегченный вид. Заглубленная часть на металлических цветных колоннах отделила верх здания от нижнего основания.

(источник фотографии: https://yandex.ru/images/)